Внедрение процессной системы управления,
основанной на идеях и ценностях бизнеса
в высокотехнологичной компании

(слайды к докладу Клаес Берлин с комментариями Ю.Т. Рубаника)

Информация об авторе доклада:

 Клаес Берлин, Директор по Качеству, Saab Ericsson Space
 Известный консультант с международным опытом, специализируется на поддержке организационных преобразований в области менеджмента качества и эффективного производства на базе самых современных концепций. Является директором по качеству в компании Saab Ericsson Space в Готенбурге (Gothenburg) Швеция. Имеет более чем 25 лет опыта работы в области качества и управления проектами в мировой аэрокосмической промышленности (см.www.space.se).
 Опыт работы и образование :
- длительный опыт работы в мировой аэрокосмической промышленности, связанный с менеджментом качества, управлением проектами, управлением поставками и взаимодействием с потребителями.
- Прошел обучение и сертифицирован как аудитор в новой редакции стнадартов ISO 9001:2000;
- Сертифицированный эксперт в системе Шведской Премии по Качеству;
- Сертифицированный эксперт в системе Европейской Премии по Качеству;
- Ведущий консультант в процессе формирования Российской премии по качеству;
- Получил подготовку на семинарах др. Джурана (США), д-ра Иагучи, проф. Кондо и про. Кано (Япония);
- Докладчик на конференциях в США, Японии, Дубаи, Великобритания, Россия, Испания, Голландия;
- В России выступления на конференциях по качеству и менеджменту в в С. Петербурге, Тольятти, Самаре, Нижнем Новгороде, Томске;
- Опубликованны материалы выступлений на конференциях в Великобритании, Японии, Дубай, Швеции и России;
- Рекомендации, отзывы на работу в качестве ведущего консультанта, работающего в с клиентами в Швеции, России и США;

 Опыт работы консультанта в области менеджмента качества в России начиная с 1994, включая: АвтоВАЗ в го. Тольятти; Севкабель, С. Петербург; Свердлов, С. Петербург; Алмаз, С. Петербург; ВНИИС, Москва; Энергомашбанк, С. Петербург.

 Для более полной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Клаес Берлин, моб.: +46-705-314 269, E-mail: claes.berlin@telia.com
Для контактов в Москве: office: +7-095-2844287 & E-mail: avcons@umail.ru


Комментарии Ю.Т. Рубаника:

 Ежегодная конференция по качеству в г. Тольятти в 2003 году оказалась достаточно узко сфокусированной на проблемах внедрения корпоративных систем менеджмента качества в рамках стандарта ИСО 9001:2000.
 Из большого числа выступлений по данному вопросу с моей личной точки зрения, безусловно наиболее интересным был доклад директора по качеству фирмы «СААБ Эриксон Спейс» (Saab Ericsson Space) Клаеса Берлина. «Повышение качества с помощью управления процессами. Управление качеством и полезное значение стандарта ИСО 9001:2000»
 Подход фирмы к данному вопросу можно назвать мудрым. Руководство фирмы отчетливо понимало опасность для бизнеса, которую таит в себе формальный, бюрократический подход к созданию и сертификации корпоративной системы менеджмента качества. Избыточная бюрократизация, бумажная «карусель», деморализация персонала, избыточные, не дающие реального делового эффекта затраты. Шлейф такой недоброй «славы», покрывает тусклой мглой большую часть истории практической реализации системы стандартов ИСО 9001:2000. Не случайно поэтому, как вспоминал в своем выступлении докладчик, исполнительный директор этой ведущей европейской аэрокосмической корпорации, примерно так сформулировал стоящую перед фирмой задачу: «Сертифицировать систему менджмента качества, и при этом не нанести ущерба бизнесу!»
 В соответствии с этим, фирма строила свою работу по созданию корпоративной системы менеджмента качества, отталкиваясь не от формальных требований стандарта, но от принципов качества, положенных в его основу. Эта задача стала поводом для критического рассмотрения традиционно сложившихся подходов к работе и управлению на всех уровнях компании. И эту работу, по сути, а не на словах возглавило высшее руководство фирмы. В качестве одного из свидетельств такого неформального подхода можно рассматривать тот факт, что штат дирекции по «Культуре качества», возглавляемой г-ном Берлиным в этой достаточно крупной корпорации (около 700 работников) насчитывал, включая самого директора, лишь 3 человека! Другими словами работа над качеством не рассматривалась, как что то отдельное от «основной» работы. Идентификация, описание, организация и совершенствование процессов осуществлялась не аналитиками – службы качества, но группами людей и руководителями, которые сами и реализуют эти процессы. Этот подход был неуклонно реализован компанией на всех уровнях, ключая уровень первого лица - исполнительного директора.
 Существенным моментом, позволившим существенно снизить трудоемкость работы по внедрению процессного подхода, явилось использование возможностей внутриркорпоративной информационной системы (Интранет). Использование этой системы позволило сделать важный шаг на пути создания единого информационного пространства в сфере менеджмента качества. Решая эту задачу фирма вновь продемонстрировала взвешенный, прагматический подход. А именно, в области ИТ решений ставка была сделана не на «навороченные» системы, но на простые и хорошо известные работникам инструменты Майкросфот Оффис.
 Лишь после того, как компания завершила первый цикл работы, по приведению практики производства, разработки и управления в соответствие с принципами качества, процессного подхода, было проведено сопоставление существующей практики с формальными требованиями системы ИСО 9001:2000. По словам г-на Берлина различие было настолько незначительным, что уже через три месяца после этой первой проверки, система менеджмента качества компании была сертифицирована.
 К сожалению, г-н Берлин не смог представить для публикации на сайте текст самого выступления. Этот текст будет позже опубликован в материалах конференции. Однако, он любезно дал согласие на помещение на сайте Ассоциации Деминга основных слайдов, иллюстрирующих логику подхода и некоторые конкретные моменты. Мы с удовольствием помещаем эти иллюстративные материалы. Надеемся они будут полезны и информативны для тех, кого интересуют практика внедрения СМК. Также приводятся краткие данные о докладчике, и информация для тех, кто пожелает установить с ним личный контракт.

 PS: Мы через некоторое время получили от К. Берлина текстовый материал (статью), в котором основные идеи доклада были раскрыты существенно детальнее.


Слайды к докладу:

 Материалы доклада основаны на статье К. Берлина, доложенной на 8-ом Мировом Конгрессе по Всеобщему Управлению Качеством, проходившем в Дубае в период с 6 по 8 октября 2003 года. Отрывок из данной статьи приведён ниже:
 «Всеобщее управление качеством / Total Quality Management - TQM – это процесс постоянного совершенствования, задействующий всех сотрудников компании, начиная с управленческого уровня и заканчивая уровнем цеховых рабочих, объединённых общими усилиями по улучшению исполнения продукции с целью достижения высшей покупательской ценности на каждом уровне работы компании. Данные исполнительские улучшения направлены на достижение воспринимаемых мульти-функциональных целей и задач, таких как качество, цена, техническое исполнение, кадровое развитие. С помощью TQM в работу компании внедряются основные управленческие техники и существующие технические инструменты, стимулируются попытки, направленные на усовершенствование, - всё вместе с фокусом на продолжительный процесс улучшения операций всей компании. Действия TQM нацелены на рост показателя удовлетворённости потребителя и на активную деятельность и успех самой компании на рынке. В рамках данного подхода компания Saab Ericsson Space разработала и внедрила ориентацию на процессы в соответствии с новым стандартом ИСО 9001:2000 в решении Интранета для всего предприятия, включая его три подразделения, расположенные в разных географических точках. Компания была сертифицирована сначала по стандарту ИСО 9001:1994+TickIT и по стандарту ИСО 14001:1996 в апреле 2001 года, а затем в апреле 2003 года – по новому стандарту ИСО 9001:2000+TickIT. Понимание TQM, ориентация на процессы и функциональное развёртывание качества для всех сотрудников являются чрезвычайно значимыми аспектами, особенно в таких высокотехнологичных сферах деятельности, как космическая промышленность, где понятие качества идентично понятию момента истины, потому как любая ошибка в данной отрасли недопустима».

SAAB – основная оборонная и высокотехнологичная компания
в северной Европе


Типы процессов


Определение процесса!

  • Получение результата из исходного материала
  • Создание добавленной стоимости для потребителя
  • Оценка результатов и производительности
  • Обеспечение неизменного качества результата
  • Межфункциональное взаимодействие

Метод управления бизнес-процессом!


Перспективы бизнеса
Примеры с оценками (показатели)


ISO 9001 : 2000.
Постоянное совершенствование деятельности по управлению качеством


Принципы управления качеством
8 принципов из исо 9001:2000

  1. В центре внимания - потребитель
  2. Роль руководства
  3. Вовлечение сотрудников
  4. Процессный подход
  5. Системный подход к управлению
  6. Постоянное улучшение
  7. Принятие решений на основе фактов
  8. Взаимовыгодные отношения с
    поставщиками

Схема основного процесса
SEMS – Система Управления Saab Ericsson Space


Процесс управления проектом


Внутренняя сеть интранет SEMS


Процесс совершенствования



Индекс издержек на неисправности (ИИН)
Издержки на неисправности / Оборот


Действие процессов SEMS

Факты о SEMS:

  • каждый Процесс имеет Менеджера Процесса
  • каждый Менеджер Процесса имеет группу
  • каждая группа включает в среднем 5 служащих
  • 58 Карт Процесса на 3 максимальных уровнях
  • Все программы и процедуры связанны в предлагаемом процессе и имеют владельца документов
  • Участник заинтересован в задачах процесса
  • SEMS в Intranet с прямым доступом для всех служащих и использованием Word, Power-point, Excel and Visio

Аудиты DNV по ИСО 9001